[на главную страницу] [к оглавлению раздела ]

Прогулка по трассе бывшей Бесскудниково - Лосиноостровской ж.д. ветки

В начале марта 2002 года я прошел по трассе бывшей Бесскудниково - Лосиноостровской ветки. Первый раз я там прошел в январе, однако без фотоаппарата, да из-за большого слоя снега ничего не было заметно. Решил я вернутся туда летом, когда сойдёт снег, однако из-за сильного потепления в конце февраля в почти по всей Москве снег сошел, и 9 марта я решил совершить прогулку, на этот раз с фотоаппаратом.

Итак, 9 марта 11:30. Я вышел из метро ВДНХ,  сел на 17 трамвай и поехал в сторону Свиблова. Именно из-за этой трамвайной линии и был закрыт первый участок ветки, от Лосиноостровской до Дзержинской. Вышел я на остановке "Комбинат "Лира" и пошел дальше по ул. Лётчика Бабушкина. Вот и место где раньше был переезд. Заметить его легко, так как после него дорога около десяти метров резко идёт под уклон - со старой насыпи.

(61 кб.) 19.01.02. Бывший переезд на улице Летчика Бабушкина.

 Пути от переезда на станцию Лосиноостровская довольно накатанные, а у самой проезжей части построена эстакада для разгрузки платформ. На продолжении рельсов через асфальт тянутся две параллельные трещины - дорога будет ещё долго напоминать о себе. Опоры контактной подвески оставлены, и по ним проложили кабель на тяговую подстанцию с другой стороны переезда. Эта подстанция, судя по всему и запитывала ветку до Бесскудниково.  По информации на сайте "Путеводитель по трамвайной Москве", рассказ на котором и подвиг меня на эту прогулку, переезд был двухпутным; от главного пути здесь отходил путь на территорию подстанции. Сейчас в заборе подстанции - ворота для заезда автомобилей.

Далее около сотни метров дорога идёт вдоль забора подстанции через густые заросли сорокалетних деревьев. Деревья растут прямо на рельсах, однако заметна насыпь, и деревянные шпалы. Далее по линии начинаются охраняемые гаражи, однако контуры пути здесь легко заметны - по её линии сделан главный проезд.

(72 кб.) 09.03.02. Заросшая коллея.

Идя справа от гаражей, параллельно им через 300 метров я вышел на улицу Енисейскую. Пройдя чуть влево, я оказался  на месте бывшего переезда. От него конечно ничего не осталось, но если взглянуть в сторону Лосиноостровской, то вдоль проезда между гаражами можно увидеть столбы подвески, некоторые даже с консолями - системами подвески проводов.

(55 кб.) 09.03.02. Енисейская улица.

 В том месте где на фотографии виден скос бетонного забора электромеханического завода им. Дзержинского, на его территорию давным-давно заходила поездная ветка. Вероятно, это был остаток главного пути от Ярославского вокзала. Платформа Дзержинская была на месте большого жилого дома №3 по Беринговому проезду. Самих проездов - два, старый и новый. Старый прекратил существование с 1990 года, когда у метро Свиблово был построен дом №1, который его перегородил. Несмотря на то, что от него остался лишь ряд фонарей, его продолжают изображать на всех картах Москвы. Аннологичная ситуация, и с Кантемировской улицей, которая в 1990 году была перенесена на 200 метров, но на большинстве карт она до сих пор изображается сразу в двух местах.

Если от метро Свиблово посмотреть в сторону Нового Берингового проезда, то перед домом №3 заметны несколько столбов, уходящих на другую сторону проезда. Это- остатки временной электрической линии от подстанции до Института пути, построенной в конце 1980-х, в обход строек по Беринговому проезду. На бетонных железнодорожных опорах был подвешен обычный кабель.

 Дальше дорога проходила через то место, где позднее была построена станция метро Свиблово. Перебираюсь через подземный переход, выхожу из него, и через 20 метров от выхода, посередине прохода и магазинчиков вижу полтора метра главного пути, обложенных плитами.

(58 кб.) 09.03.02. Рельсы у метро "Свиблово".

Прохожие на кусок пути, невесть как взявшейся за километр от ближайшей железной дороги, правда внимания не обращают. Дальше, правей от направления главного пути, есть небольшая сосновая рощица. Здесь была граница разъезда "Институт пути". Сам он располагался между Игарским проездом, который идёт через рощицу, и улицей, которая находится левее.

(66 кб.) 09.03.02. Опора временной ЛЕП в Свиблово.

Справа, у кирпичной стены идёт ряд бетонных опор, очевидно от той же самой ЛЭП. На одном из столбов сохранились даже изоляторы. Иду дальше по Игарскому проезду. Через 100 метров за забором с щитом "ТЕРМОПАК" стоит какой-то сарай, который во времена свой молодости вполне мог быть вагоном-теплушкой. Примерно здесь же, справа от проезда, между гаражами стоит столб контактной подвески с прекрасно сохранившейся консолью.

За ним - многоэтажные гаражи. Где-то в этом месте очевидно находился конец платформы. Иду дальше по Игарскому проезду. Где-то через 200 метров он вдруг резко уходит вниз - В этом месте через него переезжала подъездная ветка в сторону метро Свиблово. Сейчас справа от него за бетонным забором территория какой-то организации, на которой стоят ГАЗели. Сразу за этим местом сворачиваю вправо, в проход между двумя заборами. Этот проход пересекали два других пути, параллельных Игарскому проезду, и примыкающих к подъездной ветке на территории современной автостоянки. Сейчас там двое закрытых ворот в деревянном заборе. Выхожу на улицу Просвещения, упирающуюся в ворота той же самой организации с автостоянкой. Около тупика сидит АО ЦНИИС, а напротив - автосервис "Дим+КО". В стене здания ЦНИИС, которое находится с севера, находятся двое больших ворот, смотрящих в сторону Ивовой ул. Всё это напоминает двухстойловое депо, однако скорее всего это изначально был гараж.

43 кб (49 кб.) 09.03.02. Консоль среди гаражей.

Иду по Ивовой на юг до Игарского, и выхожу на маленькую площадь. Около площади - здания ВНИИЖД и ЦНИИС, построенные большей частью в 1930-е годы, тогда в пригороде Москвы, около разъезда "Институт пути". За маленьким желтым домиком начинается насыпь, а  на ней построено здание милиции. Сама же пассажирская станция находилась где-то тут. В сторону Свиблово - построен гаражный кооператив., а за ним виднеется желтое здание Экспериментального завода ВНИИ железнодорожного транспорта. В нём находилось депо. Причём завод существует и сейчас - без подъездных путей. Причём автобусная остановка на проезде Русанова, с другой стороны насыпи, называется "Институт пути" - очевидно в дни своей молодости называлась в честь одноимённой станции.

(70 кб.) 09.03.02. Площадка на месте станции "Институт Пути".

За зданием милиции, если идти в сторону Яузы осталась небольшая незастроенная площадка от станции. Со стороны Игарского проезда, вдоль неё идёт заброшенная асфальтовая дорожка, с которой на насыпь идёт лестница - наверное раньше вела на платформу. Рядом с дорожкой в землю вертикально вкопана старая деревянная шпала, а через 30 метров - вертикально стоящий рельс, причём на нём была различима маркировка: "101 ОСТАЛЬ СТАЛИН  1927".

 Иду к Яузе. Дальше построены 2 новых многоэтажных дома, а за ними вырыт котлован для третьего. Причём в программе "Вести - Москва" какала РТР, в середине февраля был репортаж, о том что на его строительстве ведутся взрывные работы, и о том как жильцы жалуются, что в их домах падают раковины.

(51 кб.) 09.03.02. Стройплощадка около моста через Яузу.

Справа от стройки сделан проход к мосту через Яузу. На него ведёт около 100 метров старой насыпи. Поднимаюсь на насыпь - облом!!! На насыпи навалены брёвна и ветки, а вокруг ходят несколько строителей - в общем прохода нет. Не буду описывать как я обходил этот мост, скажу только что через полчаса, когда я дошел до моста со Сельскохозяйственной улицы, я понял что, обходить надо было как местные - с севера по берегу Яузы.

Мост в 2000 году реконструировали и сделали пешеходным, с него убрали рельсы со шпалами, и настелили металлические листы(53 Кб). Со стороны Отрадного перед самым мостом лежит несколько деревянных шпал - остатков пути. Со стороны Свиблово на насыпь загнали экскаватор, который что-то грузил на самосвал. Уж не шпалы ли? :-(

(69, 47 кб.) 09.03.02. Мост через Яузу.

По участку трассы от моста до Сельскохозяйственной улицы идёт проезд между гаражами с севера, и базами с юга. С севера от гаражей, за ветрозащитной полосой, есть полянка, по которой идёт несколько заросших асфальтовых дорожек. Вскоре я выбрался обратно к бывшему переезду через Сельскохозяйственную улицу. Около этого места осталось несколько столбов от контактной подвески, превращённых в осветительные. Дальше на трассе гаражи, по линии сделан пожарный выезд и гаражей, а в них виднеется станционный павильон. Он стоит посередине гаражного кооператива, так что близко подойти к нему нельзя. Около переезда осталась невесть как сохранившаяся огромная куча лежалого снега. Забираюсь на неё и делаю снимок. Около платформы от линии отходил путь к промзоне ВДНХ, когда-то это был совхоз "Отрадное", находящейся южнее. Громадные теплицы там стоят и сейчас.

(35 кб.) 09.03.02. Бывший переезд на Сельскохозяйственной улице.

Далее сажусь в автобус на остановке "Отрадное", находящейся рядом с бывшей станцией - очевидно раньше называлась "ст. Отрадное", и еду по улице Декабристов до улицы Пестеля. На пересечении Декабристов с улицей Пестеля и проезда Якушина сохранилась опора контактной сети с консолью, правда повёрнутой на 90 градусов.

(30 кб.) 09.03.02. Опора контактной сети. Вид со стороны пр. Якушина.

Дома в северной части Отрадного, то есть северней улицы Декабристов, ещё помнят эту ветку. Южнее её на картах 70-80-х годов показан зелёный массив.

Далее до Алтуфьевского шоссе от дороги не осталось никаких следов - по её линии были построены жилые дома, и сейчас наверное даже не все их жители догадываются о том, что на месте их домов всего 15 лет назад курсировала настоящая электричка.

Около путепровода Алтуфьевского шоссе, со стороны Отрадного, находилась платформа "Слободка". На её месте сейчас построены гаражи. У меня была фотография, на которой была изображена платформа с путепровода. Я взобрался на мост, и сделал снимок примерно с того же ракурса:(66 кб). Да-а, от платформы остался только ряд кустов, растущих между двумя рядами гаражей. Сам путь проходил примерно по центру снимка. До постройки путепровода, на месте проезда справа на снимке, был переезд. А на схеме 1965 Алтуфьевское шоссе показано справа от платформы( или платформа слева от шоссе...).

  (63 кб.) 09.03.02. Вид с путепровода Алтуфьевского шоссе на улицу Декабристов.

 

Между гаражами и путепроводом осталось 2 столба контактной подвески, на одном из них сохранилась табличка с номером 17. Под мостом построен автосервис.

(38 кб.) 09.03.02. Путепровод Алтефьевского шоссе и опора контактной сети.

Пути от путепровода до  станции "Бесскудниково" сохранились в качестве подъездной ветки к какому-ту предприятию, с путепровода видны рельсы, начинающиеся за воротами и уходящие к станции Бесскудниково. Через несколько метров от начала пути от него отходит ответвление влево.

(45 кб.) 09.03.02. Вид с путепровода Алтуфьевского шоссе в сторону Бесскудниково.

Прямо шел главный путь, а рядом с ним, на месте длинного строения слева от ворот был тупик. Дальше в сторону Бесскудниково рельсы идут в непроходимых кустах, поэтому дальше я пошел по Путевому проезду. Рядом с ним идёт накатанная подъездная ветка к Медведковской промзоне. Вскоре к Путевому проезду подходит и  Бесскудниковская ветка, вначале около неё видны столбы контактной подвески, а потом появляется и контактная подвеска. Правда рельсы на ней заржавлены так же, как у метро "Свиблово". "КОНЕЦ КОНТАКТНОЙ ПОДВЕСКИ". Неподалёку отсюда находится станция "Бесскудниково". На центральную платформу прибывают поезда с вокзала, а другая сторона платформы - давно не используется, а ещё 15 лет назад с неё отправлялись четырёхвагонные электрички, следующие до станции "Институт пути" - забытой станции на забытой железной дороге - в 10 километрах от центра Москвы.

(73 кб.) 09.03.02. Ржавый путь около станции Бесскудниково.

Внимание! Дату на снимках "3 09 '02" следует понимать как 09.03.02.

А вот еще несколько фотографий, снятых позднее:

(47 кб.) 08.08.02. Опора на улице Декабристов.

(53 кб.) 08.08.02. Рельсы около Института Пути.

(79 кб.) 08.08.02. Рельсы посреди гаражей в Игарском проезде.

(43 кб.) 08.08.02. Енисейская улица. Когда-то в этом месте ее пересекал подездной путь, который вел от станции Институт пути на Скульптурный завод, находящийся в Староватутинском проезде.

(38 кб.) 08.08.02. Староватутинский проезд. Через эти ворота проходил путь.

  (66 кб.) 07.12.02. Опоры контактной сети между улицами Енисейской и летчика Бабушкина.

Больше информации про Бесскудниковско-Лосиноостровскую ветку - на сайте "Путеводитель по трамвайной Москве".

 

[на главную страницу]-[к оглавлению раздела]
© 2002, Артём Светлов
Hosted by uCoz