[на главную страницу] [к оглавлению раздела ]

Переславская

Купанская узкоколейная железная дорога, (так же известная как Переславская узкоколейка) находится в Переславском районе Ярославской области, в 150 километрах к северо-востоку от Москвы.

История узкоколейной дороги началась с постройки в начале 30-х годов  путей узкой колеи с конной тягой, для вывоза торфа с торфоразработок в районе деревни Купань (находящейся в 2 километрах на северо-восток от поселка Купанское) до берега Плещеева озера. Торф перегружали на баржи и перевозили в город.

К концу 30-х годов  по берегу Плещеева озера была построена дорога до Переславля, а дорога в Купани была переведена на паровую тягу. Дорога продолжала развиваться. В 40-х годах были построены ветки до поселка Мшарово, деревни Талицы. Позднее Купанская узкоколейка была соединена с системой Петровского торфопредприятия, а в 60-е годы была построена ветка до Кубринска. Почти по всем направлениям было организованно пассажирское сообщение. В Переславле и на станции Беклемишево имелись соединения с ширококолейными линиями.

Как и большинство аналогичных предприятий по всему СССР дорога активно работала до конца 1980-х годов, когда торфоперевозки стали убыточными, и в 1989 году Министерство топливной промышленности СССР приняло решение о ликвидации железной дороги Купанского транспортного управления объединения Ярторф. Но узкоколейка была выкуплена кооперативом "Векса" и стала первой частной железной дорогой в стране.

В 90-х годах сократилась добыча торфа, подвижной состав сдавался в металлолом, были разобраны ветки Купанское - Беклемишево, и в  Переславле от пассажирской до товарной станции.

В 1991 году при кооперативе был создан музей узкоколейных железных дорог. Музей разместился в локомотивном депо в посёлке Талицы. (Подробнее о музее - на соответствующей странице)

В настоящее время по дороге осуществляется регулярное пассажирское движение по маршруту Купанское - Вёкса - Переславль. Поезд состоит из тепловоза ТУ4-1984 и одного вагона типа ПВ-51. Отправление от Купанского - 08:00 и 15:00. Отправление из Переславля - 09:00 и 17:00 (возможно, в 16:30 или в 16:00). До 2002 года так же существовал пассажирский поезд Купанское - Кубринск. Существует торфовозное движение в районе станции Ольховская. Вероятно существует так же грузовое движение по линии к поселку Мшарово, принадлежащей Купанскому торфопредприятию - оттуда в Купанское возят торф для котельной. Так же, от Переславля до Талиц ходят время от времени экскурсионные поезда из железнодорожного музея.

 

Главный путь линии Переславль - Вёкса начинается в городе Переславль, на одноимённой станции, находящейся возле развалин автовокзала. Весь этот комплекс находится рядом с шоссе Москва - Ярославль, и его хорошо видно с дороги. До 1997 года пути продолжались за шоссе, до товарной станции, но сейчас от них ничего не осталось.

Сама станция состоит из 2 путей, никаких станционных строений на ней нет (если они и были, то по крайней мере они не сохранились). За выходной стрелкой станции находится слепой входной светофор - один из немногих, сохранившихся на дороге.

(66, 54 кб.) 13.10.02 Станция Переславль.

(41 кб.) 13.10.02 Входная стрелка.

(47 кб.) 13.10.02 Обрывающийся путь на станции Переславль ранее пересекал шоссе Москва - Ярославль, и  вел к ширококолейной станции.

(51 кб.) 13.10.02 Станция Переславль. Вдали показался вечерний поезд...

(52, 50, 65, 54, 44 кб.) 13.10.02 Прибытие и манёвры поезда на станции Переславль.

(36 кб.) 13.10.02 Кондукторша, выполняющая заодно и роль сцепщика.

(48 кб.) 13.10.02 Всё готово к отправлению.

(47 кб.) 13.10.02 Автор сайта на фоне поезда.

(76 кб.) 13.10.02 17:00 Поезд, состоящий из ТУ4-1984 и вагона ПВ-51 отправляется из Переславля.

(112 кб.) 13.10.02 Окрестности Переславля, вид из Горицкого монастыря. Узкоколейка проходит в середине снимка.

Далее дорога идёт между берегом Плещеева озера и автодорогой Переславль - Нагорье. Слева остаётся Горицкий монастырь, и деревня Веськово. Вскоре деревня заканчивается, и дорога проходит неподалёку от ботикоа Петра 1 и рядом с одноименным рестораном.

(50 кб.) 09.11.02 Маркировка на рельсе возле Ботика Петра 1. Можно разглядеть, что это рельс марки Р24.

(49,73 кб.) 09.11.02 Дорога возле Ботика. Вид в сторону Переславля.

Далее путь ведёт на север, вдоль берега Плещеева озера. Полотно дороги видно с шоссе Переславль - Нагорье. Приблизительно через 10 километров дорога выходит на станцию Вёкса.  С этой станции отходит дорога в сторону Кубринска. Из путевого развития на станции осталось только 3 пути, так же на ней находится небольшое локомотивное депо.

(38, 36 кб.) 13.10.02 Цистерны на пути, ведущем в депо.

(36 кб.) 13.10.02 Общий вид. Справа находится депо, около него ржавый пожарный поезд, а слева - ржавый снегоочиститель.

(36 кб.) 13.10.02 Еще один общий вид. На станции остался только один главный путь.

(51 кб.) 13.10.02 Разобранный и главный путь.

(36 кб.) 13.10.02 Снегоочиститель и платформа, стоящие в конце разобранного пути. Судя по надписям на снегоочистителе, когда-то он был чем-то вроде киоска с сувенирами.

(44 кб.) 13.10.02 Налево отходит путь к Переславлю, направо - на Кубринск.

(35 кб.) 13.10.02 Пожарная цистерна.

(36,39 кб.) 13.10.02 Останки тепловоза ТУ7.

(48 кб.) 13.10.02 Слепой входной светофор станции Вёкса около пересечения с дорогой Переславль - Нагорье.

 

Купанское - посёлок торфоразработчиков, начавший строится почти одновременно с узкоколейкой. Здесь находится главное депо дороги, и даже сохранились здание станции и перрон. В поселок по узкоколейке возят торф для работы котельной.

(34 кб.) 13.10.02. Сооружение для выгрузки торфа, находящееся на насыпи около здания котельной.

(57 кб.) 13.10.02 ЭСУ-2А и торфовозные вагоны с другой стороны котельной.

(35 кб.) 13.10.02 Торфовозный вагон стоит на пути, ведущем в сторону Мшарово.

(43 кб.) 13.10.02 Путь, идущий снизу снимка идёт от котельной и переходит в главный путь, слева - путь из Мшарово, справа - пути для отстоя торфовозных вагонов.

(33 кб.) 13.10.02 Пути для отстоя торфовозных вагонов.

(55 кб.) 13.10.02 Единственный пассажирский поезд отстаивается у "перрона".

(61 кб.) 13.10.02 Доламывание поезда продолжается... Между прочим, к 9 ноября этот вагон отправили на ремонт.

 

[Переславский железнодорожный музей(ПЖМЗ)]

[на главную страницу]-[к оглавлению раздела]
© 2002, Артём Светлов
Hosted by uCoz